Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

беседа

"Гоголь как православный христианин" - лекция В.А.Воропаева в Лектории храма Троицы

Оригинал взят у elena_maler в "Гоголь как православный христианин": лекция В.А.Воропаева в Лектории храма Троицы

Настоятельно рекомендую – Владимир Алексеевич Воропаев, крупнейший специалист по Гоголю, автор многочисленных работ, раскрывающих религиозное содержание гоголевского наследия.

В свое время Гоголь был одним из главных факторов, приведших меня к православию, наряду со всей русской религиозной философией, вместе взятой. Синий кубик его "Духовной прозы" под редакцией Воропаева был для меня открытием аскетического богословия, как такового.

Стоит заметить, что для всех либеральных антицерковников Гоголь - крайне неудобная фигура. Если про Достоевского они уже давно поняли и смирились, что он совсем не их, то Гоголя им очень часто хочется выставить этаким писателем-юмористом своего времени, иронизирующим над порядками старой России, но ни его тексты, ни его жизнь никак не позволяют это сделать, не говоря уже о том, что его никак невозможно записать в "свидомые".

Гоголь был мистическим патриотом имперской России и всю свою недолгую, 42-летнюю жизнь планомерно шел к такому радикальному пониманию православия, которое еще требует церковного осмысления. Большим пороком нашего школьно-популярного гоголеведения до сих пор остается почти полное игнорирование религиозного смыслового слоя гоголевских текстов, без которого их понимание остается и неполным, и нечестным.

Спасибо Владимиру Воропаеву за то, что он почти в полном одиночестве взял на себя титанический труд вскрыть эти религиозные смыслы, коих у Гоголя всегда больше, чем кажется.

беседа

Кинолекторий 22 апреля 19.00 - "Житие Дон Кихота и Санчо" (1988)




К 400-летию смерти Мигеля де Сервантеса (1547-1616).

22 апреля Пятница 19.00 в Кинолектории Аркадия Малера "История философского кино" при духовно-просветительском центре “Богоявление” на Старой Басманной состоится киноведческая лекция, показ и обсуждение фильма Резо Чхеидзе "ЖИТИЕ ДОН КИХОТА и САНЧО" (1988). 1 серия.

Религиозно-философская кинопритча по мотивам величайшего романа всех времен и народов, отразившего духовный кризис европейского Ренессанса и обострившего вопрос об отношении человека с внешним миром. Трагикомические фигуры “рыцаря печального образа” и его приземленного оруженосца вдохновили экзистенциальные размышления от Достоевского до Унамуно, и впервые воплотились на экране не просто как иллюстрации к роману, а как архетипы мировой интеллектуальной культуры.

Композитор: Гия Канчели. В ролях: Кахи Кавсадзе (озвучивает А.Лазарев), Мамука Кикалейшвили (озвучивает А.Джигарханьян), Рамаз Чхиквадзе, Леонид Куравлев, Анастасия Вертинская, Баадур Цуладзе, Зураб Кипшидзе и др.

Вход свободный.

Адрес: метро "Курская" или "Красные ворота", улица Старая Басманная, дом 16.
беседа

антропологическое

Самое смешное, что лично я тоже бы очень хотел считать себя и В.А.Шендеровича представителями разных биологических видов, и на этом, что называется, успокоиться.

Но, в отличие от Шендеровича, я точно знаю, что он представляет со мной один биологический вид и, более того, что он так же, как и все другие люди, создан по образу Божию, призван восходить в подобии Божием и обрести Царствие Небесное, и пока его душа еще не разлучилась с телом, он имеет все возможности стать великим русским писателем и мыслителем, подвижником и исповедником, но решил стать шендеровичем.
Пропонтида

"конфликт интерпретаций": высокое vs. низкое

Стихотворение Арсения Тарковского "Вот и лето прошло, / Словно и не бывало"



В исполнении Александра Кайдановского ("Сталкер", режиссер Андрей Тарковский, 1979).
Мосфильм не позволяет ЖЖ выставлять фрагменты его фильмов, поэтому смотрите здесь


В исполнении Софии Ротару.
Пропонтида

Катехон-ТВ: "Кризис европейской цивилизации": встреча с Еленой Чудиновой



В программе Катехон-ТВ выступает Елена Петровна Чудинова, писатель, публицист, автор романа "Мечеть Парижской Богоматери" (2005).

Тема встречи - "Кризис европейской цивилизации"

- секуляризация как главная причина "Заката Европы"
- корни европейской секуляризации
- Россия как часть европейской цивилизации
- ордынское иго и мифы евразийства
- консервативное сопротивление во Франции
Пропонтида

Тарантино на могиле Пастернака



"Бывают странные сближения": Квентин Тарантино на могиле Бориса Пастернака в Переделкино, июнь 2004 г.

А вот я уверен, что если бы он так не любил русскую классику, то и его фильмы не имели бы такого значения с точки зрения истории киноискусства. Поэтому очень бы желал ему не ходить по заезженному кругу "бесславных ублюдков", а перейти на новый уровень и, со всей свой стилистикой, начать снимать серьезное кино.
Пропонтида

Катехон-ТВ: "Кризис современной культуры"



В программе Катехон-ТВ - Константин Петрович Ковалев-Случевский, писатель, историк, профессор Института журналистики и литературного творчества.

Тема - "Кризис современной культуры".

В программе обсуждается:
- историософские причины кризиса современной цивилизации
- от авангарда начала XX века к постмодерну начала XXI века
- платонизм Восточной и аристотелизм Западной Европы
- Пастернак: "творение" - "тварь" - "творчество" - "притворство"
- кризис европейской культуры как кризис христианства
- влияние интернета на упрощение языка
Пропонтида

Советские киноредакции Гоголя

Кстати, к вопросу о том, как идеология редактирует литературу, а именно литературу Гоголя.

В советском кино было две замечательных экранизации рассказа "Ночь перед Рождеством" - одноименный мультфильм 1951 года (режиссеры - сестры Валентина и Зинаида Брумберг) и игровой фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1961 года (режиссер - Александр Роу), причем, последний во многом напоминал первый.

Так вот, при всех заметных совпадениях, в этих экранизациях была одна большая разница в изображении всего того, что отвергала коммунистическая идеология и, прежде всего, религиозной тематики. В рассказе раннего Гоголя тот же дьякон Осип и так описан в иронических тонах и мультфильм просто следовал за текстом, а вот в фильме его образ утрирован и дьякон представлен абсолютным придурком.

Но самое заметное различие - это средство, с помощью которого кузнец Вакула подавляет волю черта. В тексте Гоголя написано:

"„Постой, голубчик!“ закричал кузнец: „а вот это как тебе покажется?“ При сем слове он сотворил крест, и чорт сделался так тих, как ягненок. „Постой же“, сказал он, стаскивая его за хвост на землю: „будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан“. Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения. „Помилуй, Вакула!“ жалобно простонал чорт: „всё, что для тебя нужно, всё сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!“"

Попался!

Именно это происходит в мультфильме 1951 года - Вакула собирается совершить крестное знамение и черт молит о пощаде.

В фильме же 1961 года Вакула вовсе не крестится, а просто избивает черта какой-то виртуальной плеткой.

Понятно, что при хрущевской "оттепели" идеологическая борьба с православной тематикой только усилилась и многие поколения советских зрителей выросли с мыслью, что, по Гоголю, черта достаточно победить чисто физической силой.
Пропонтида

Евтушенко vs. Бродский

Поскольку я в свое время с жадностью проглотил диалоги Соломона Волкова с Бродским и хотел ещё, а добавки не было, то с не меньшим интересом посмотрел все три серии его интервью с Евтушенко. В “сухом остатке” могу сказать следующее. В объяснении своих отношений с И.Б. “больше чем поэт” был весьма убедителен и если всё, что он сказал, правда, то он, конечно, одержал определенный моральный и психологический реванш над нобелеатом. Еще лет десять назад я бы по этому поводу “яростно думал”, а теперь это всё в прошлом. Когда я открыл для себя Бродского в 14 лет, то не только его стихи, но даже эссе действовали на меня совершенно магическим образом, сравнимым разве что с фильмами Тарковского, и это воздействие осталось во мне надолго. Но, слава Богу, я не дошел до того, чтобы в 20 лет написать статью “Бродский как консервативный революционер”, а в 30 “Бродский как христианский персоналист”. И я, вообще, очень рад, что не впадал в такие эстетические зависимости от какого-нибудь поэта, барда или рок-музыканта, как почти все мои сверстники. Для меня лично Бродский, конечно, более сильный поэт во всех отношениях, чем Евтушенко. Но и у Евтушенко есть совершенно потрясающие стихи – взять хотя бы те, которые звучат в рязановских фильмах. Более того, если уж говорить о какой-то концептуальной составляющей, то кто мне докажет, что исполненное онтологического пессимизма и апатии мировосприятие Бродского хоть сколько-нибудь ближе к христианству, чем порядком более оптимистичное мировосприятие Евтушенко. А про то, что И.Б., равно как и Е.А., святыми совсем не были и “делать с них жизнь” совсем не стоит, было очевидно с самого начала. А всё остальное – это суета сует, и, вообще, история литературы;)
Пропонтида

80 лет Марку Захарову



Когда Марку Захарову исполнилось 75 лет, я написал о нем статью "Радость смысла" где, насколько это было возможно, выразил свое отношение к этому великому режиссеру. Сейчас могу только заострить главную мысль этой статьи – к сожалению, режиссура Марка Захарова, при всей его непререкаемой и очевидной успешности, не нашла своего подлинного зрителя. Фильмы и спектакли Захарова взывают к достаточно серьезным, настоящим философским размышлениям, но он их, во многом, подал таким образом, что очень многие их воспринимают как популярные комедии, подобно рязановским или даже гайдаевским. Судя по его книгам, он был совсем не против таких аналогий и с самого начала хотел быть хоть сколько-нибудь интересен и внятен именно массовому зрителю. В итоге массовый зритель увидел в нем именно комедианта и сказочника, а эстетская критика просто игнорировала его как недостаточно “элитарного” мастера. Мне лично очень обидно за него: не буду говорить о глубокой философии “Обыкновенного чуда” или “Формулы любви”, или даже “Юноны и Авось”, но было такое явление как “Дом, который построил Свифт” – сугубо интеллектуальное кино, которое я даже планирую показать в курсе своего философского кинолектория. Почему этот фильм почти никогда не вспоминают? Почему даже он сам в своей книги “Суперпрофессия” почти не упоминает об этом шедевре, как будто его и не было? В любом случае низкий поклон ему за все его творчество и благодарность за ту радость, которую он нам подарил.