Аркадий Малер (arkadiy_maler) wrote,
Аркадий Малер
arkadiy_maler

Category:

"твердь небесная"

В ЖЖ и ФБ Сергея Худиева обсуждается вопрос о том, как понимать библейское и святоотеческое понятие "твердь небесная".

Для тех, у кого нет времени читать всё нижеизложенное, сразу скажу, что ни в Писании, ни в Предании нет никакого представления о "тверди небесной", если под "твердью" понимать современный смысл этого русского слова – плотную упругую поверхность, подобную земле. Нигде не сказано о том, что небо представляет собой твердую плоскость, к которой гвоздями прибиты солнце и луна, и об которую должны были бы разбиться все самолеты и ракеты.

Обратимся к тексту Библии в синодальном переводе: "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 1:8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй". (Бытие 1:6-8)

Русским словом "твердь" переведено еврейское слово "ракия", означающее пустое пространство, т.е. нечто обратное тверди в нашем привычном понимании. Эта пустота – пространство-основа, отделяющая верхние воды от нижних. Греческий перевод στερέωμα означает не только твердое тело, но именно основу, опору. Аналогично в латинском переводе – firmamentum означает подпору. То же самое слово "твердь" в церковно-славянском языке – видимое пространство небесного свода. Даже секулярные исследователи об этом пишут: "когда речь идет о небесах, в Библии используется два термина – οὐρανός и στερέωμα – и, очевидно, имеются в виду два разных неба. Нижнее – στερέωμα – “твердь небесная”. На ней внизу крепятся светила, ее противоположная плоскость служит дном небесного моря. Верхнее небо – οὐρανός – крыша своеобразного двухэтажного здания, которое образует Вселенная" (О.Р.Бородин, С.Н.Гукова “История географической мысли в Византии”, 2000, с.10)

Отцы Церкви также объясняют, что такое та "твердь", которая отделила верхние воды от нижних.

Свт.Василий Великий: "Но в Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердью. Так, часто употребляется сие слово и о сгустившемся воздухе, например, когда говорится: «утверждаяй гром» (Ам.4:13). Ибо твердость и упорство духа, заключенного в полостях облаков и усильным исторжением производящего громовый треск, Писание наименовало утверждением грома. <…> Посему думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается. <…> Посему «да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды». Сказано, что значит в Писании наименование твердь, а именно: не естество упорное, твердое, имеющее тяжесть и сопротивление, называет оно твердью (в таком случае, в более собственном смысле принадлежало бы сие именование земле), – напротив того, поелику все, лежащее выше, по природе своей тонко, редко и для чувства неуловимо, то в сравнении с сим тончайшим и неуловимым для чувства, она названа твердью. <…> «И нарече Бог твердь, небо» (Быт.1:8). Хотя название сие собственно приличествует другому, но и твердь, по подобию, приемлет то же наименование. Примечаем же, что небом (ουπανος) называется часто видимое (ορωμενον) пространство, – по причине густоты и непрерывности воздуха, который ясно подлежит нашим взорам, и, как видимый, получает наименование неба, например, когда говорится: «птицы нeбecныя» (Пс.8:9), и еще: «летающыя по тверди небесней» (Быт.1:20)". (Гомилии на Шестоднев, 3, "О тверди")

Блаженный Августин: "Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых". ("О Книге Бытия против манихеев", 1:11)

Следовательно, когда прп.Ефрем Сирин в своих Гомилиях на книгу Бытия говорит – "как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств" – он никоим образом не заставляет нас поверить в то, что наблюдаемое нами небо - твердое, ибо именно этого смысла нет в библейском и святоотеческом понятии "тверди небесной".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments