Аркадий Малер (arkadiy_maler) wrote,
Аркадий Малер
arkadiy_maler

Categories:

Истина vs. большинство



Комик Докинз не ответил на прямой вопрос и увел разговор в сторону, хотя сам вопрос, конечно, был риторическим и, вполне возможно, инициирован самим комиком. Но вот тот упрек, который он бросил этой девушке, - упрек совершенно несправедливый, ведь он же, "по сценарию", ничего о ней не знает, - в отношении иных людей может быть вполне законным: а во что бы вы верили, если бы жили в других странах и в другое время? Ведь без всякого Докинза совершенно очевидно, что большинству людей свойственно верить в то, во что принято верить большинству окружающих.

Но вот лично для меня как раз тот факт, что православие в моей стране составляет религию большинства и поэтому нет ничего особенного в том, чтобы, живя среди этого большинства, ты вдруг тоже стал православным - в свое время был, пожалуй, главным аргументом против того, чтобы становиться православным. Как только я задумался о существовании Бога, то мне стало ясно, что поиск истинного религиозного мировоззрения не только не имеет никакого отношения к желанию "укорениться в традиции своего народа" и, тем более, "традиции большинства", а, по всей видимости, прямо противоположен этому желанию. Либо я ищу абсолютную трансцендентную Истину, независимую от каких пространственно-временных контекстов, либо "укореняюсь в традиции предков" - третьего не дано. И если бы православие в России было бы религией меньшинства - желательно, гонимого и элитарного, то мой приход к православию случился бы не в 1996 году, а на два-три года раньше. И только тогда, когда я уже принял крещение в Русской Церкви, я, по прошествии времени, вынужден был задуматься об уникальности России и заинтересовался русской патриотической мыслью.

Так что упрек Докинза, конечно, "имеет право на существование", но он не может распространяться на всех верующих. Более того, Докинз, видимо, и не подозревает о том, что есть верующие, которые приняли свою веру вопреки вере большинства.

Однако если вы пришли к убеждению, что есть какое-то истинное мировоззрение, то количество и даже качество его сторонников не должно иметь для вас никакого значения - в противном случае одни будут выбирать это мировоззрение, потому что его исповедует 99% граждан этой страны, а другие потому, что, наоборот, только 1%. Поэтому лично мне для того, чтобы принять православие, потребовалось "смириться" с тем, что кое-где истинная вера может оказаться верой большинства и тебе выпало счастье родиться и жить именно в такой стране. "И такое бывает". Да и, вообще, здесь не так уж и плохо, как тебе внушали до сих пор, а может быть, и лучше, чем где бы то ни было (но это другая тема).

Какой миссионерский вывод можно сделать из этого частного опыта? Конечно, не только абсурдно, но и антиправославно было бы предупреждать всех российских людей с малых лет - "имейте в виду, православные у нас в большинстве, так что вы сто раз подумайте, прежде чем принимать эту конфессию", "не принимайте Истину, потому что в этой стране большинство на стороне Истины". Нужно другое - нужно только честно говорить людям, что как бы православие ни способствовало их укоренению в семейной/русской/cлавянской/европейской традиции и культуре, смысл православия совсем не в этом; и что дело не в традициях и культурах, а в Истине.

P.S. Между тем, специфические переживания о том, что мы исповедуем "веру большинства", к сожалению, не имеют никаких оснований в общепланетарном масштабе. Об этом говорил отец Даниил Сысоев в полемике с "истинноправославными": не волнуйтесь, мы и так "малое стадо" (Лк 12:32), нас всего-то на планете, в лучшем случае, 300 миллионов. Что не есть хорошо. А население Земли - 7 миллиардов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments