Аркадий Малер (arkadiy_maler) wrote,
Аркадий Малер
arkadiy_maler

Category:

Почему апокатастасис это ересь

Однако стоит признать, что из всех либерально-интеллигентских ересей апокатастасис – это даже не ересь №1, а просто базовое условие для возникновения любых других догматических заблуждений, ересь всех ересей. Но проблема в том, что когда благочестивые догматисты, поправив очки, надеются объяснить своим оппонентам ложность онтологических предпосылок апокатастасиса, неизбежно переводя дискуссию на тему Оригена и Плотина, сами сторонники этой ереси если о чем-то и задумываются меньше всего, так это именно об онтологии, и уж тем более об Оригене с Плотином.

В действительности изначальная мотивация к признанию апокатастасиса – чисто эмоциональная: как же можно помыслить, что моя любимая бабушка (вариант: дедушка, маменька, девушка и т.д.) не спасутся, не наследуют Царствия Небесного? О том, что такая бабушка с юности состояла в ВКПб и участвовала в построении богоборческого “катехона”, никто не вспоминает – ведь она же “моя” бабушка и этого достаточно, чтобы она спаслась. Собственно, в этом и заключается главный аргумент таких людей – “моя душа этого не принимает”, “мне так кажется”, “мне так чувствуется”, “а все ваши Библии и отцы Церкви были давно и неправда”.

Но раз эта странная тема с повышенной регулярностью всплывает в богословствующих интернет-баталиях и будет всегда всплывать, то стоит максимально точно проговорить – почему теория апокатастасиса абсолютно неприемлема для христианства и является очевидной ересью.

Во-1х, теория апокатастасиса прямо противоречит Священному Писанию, где неоднократно сказано о том, что не раскаявшиеся грешники обречены на вечный ад.

В начале Евангелия Иоанн Предтеча говорит: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.” (Мф 3:11-12, Лк 3:16-17).

Сам Христос прямо говорит про ад как "огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает” (Мк 9:43-44),"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф 25:41), "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф 25:46).

Также и апостол Павел свидетельствует: “Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его” (2 Фес 1:6-9).

Если обратится к комментариям отцов Церкви, то достаточно вспомнить толкование свт.Иоанна Златоуста на Первое Послание апостола Павла к Коринфянам: “Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк.9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: "укажи", говорит, "народу Моему" (Ис.58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. Впрочем, если хотите, это не будет для вас неприятно. Если делаешь добро, говорит (апостол), не бойся (Рим.13:3). Следовательно вы можете слушать нас не только без страха, но и с удовольствием. Итак, Христос открыл, что геенский огонь не имеет конца”.

Во-2х, теория апокатастасиса сущностно противоречит самому христианству как таковому – противоречит миссии Иисуса Христа как Искупителя и противоречит миссии Церкви.

Зачем нужен Христос и зачем нужна Церковь, если все люди в конечном счете все равно спасутся? Получается, что Христос и Церковь нужны были только лишь для того, чтобы какие-то люди спаслись пораньше, чем все остальные, и избежали заведомо временных мук? – прекрасная миссия, конечно, но она аннулирует мистическую эксклюзивность христианства, радикально снижает его сотериологический пафос, и, самое главное, обессмысливает Царствие Небесное. Зачем нужна была вся история мира после грехопадения прародителей, если все люди в конечном итоге все равно окажутся в том Царствии, которое одни заслужили своей жизнью и смертью, а другие просто дождались, не приложив к этому никаких усилий?

Казалось бы, очевидные вещи, так что даже обсуждать их странно, но одно дело, когда с этим спорит человек, впервые открывающий для себя православие, а другое дело, когда спорит уже православный автор, претендующий на какое-то учительство. При этом сторонники апокатастасиса даже не подозревают, какой чудовищный педагогический парадокс заключается в их проповеди. Ведь главная мотивация сторонников апокатастасиса – неприемлемость для них самой идеи вечных мук, в связи с чем они из желаемого выводят сущее. Но какой смысл для них в этом выводе? Желая показать таким образом, какие они “добрые” и “всеотзывчивые”, и как они “жалеют” всех людей, они в реальности добиваются того, что их наивные слушатели только перестают беспокоиться за свою посмертную участь, позволяют себе больше грешить и с ещё большей вероятностью, чем прежде, будут лишены Царствия Небесного, – причем даже в том случае, если адские муки временны, они все равно увеличат свои шансы пройти эти муки, чем если бы они не знали об этой временности! Так поверхностно-показная педагогическая “доброта” оборачивается на деле неизбежным реальным злом. Скажите студентам в вузе, что они обречены получить диплом, даже если совсем не будут учиться, и посмотрите – сколько из них придет в институт на следующий день?

Но проблема теории апокатастасиса, конечно, не в педагогическом эффекте, а в том, что она сущностно противоречит самому христианству как таковому, а следовательно, и Священному Писанию, и Священному Преданию Церкви. Отсюда знаменитое постановление Константинопольского Собора 543 года: “Если кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивцев временно и что ему через некоторое время приходит конец, или же что существует апокатастасис демонов и нечестивых, да будет отлучен от сообщества верных”.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments