Аркадий Малер (arkadiy_maler) wrote,
Аркадий Малер
arkadiy_maler

Categories:

Персонализм & креационизм

Значение персоналистской онтологии
в контексте креационистского подхода 
- на сайте Богослов.ру


 
К началу XXI века дискуссия между христианскими креационистами и эволюционистами достигла такой степени, что даже внутри церковных кругов, вместе с возрастающей легитимацией эволюционистского подхода, само понятие “креационизма” стало означать лишь определенную богословскую позицию, в то время как оно всегда означало единственно возможный в христианстве взгляд на возникновение мира и человека. Более того, само слово “креационизм” в среде христианских эволюционистов обрело чуть ли не обвинительный характер, так что у сторонних наблюдателей вполне может сложиться впечатление, что Церковь отказалась от Шестоднева и “признала эволюцию”. Поэтому, как бы это иронично ни звучало, имеет смысл напомнить, что христианское мировоззрение остается креационистским и только креационистским, а то, что называется “христианским эволюционизмом” – это лишь признание определенной правоты эволюционистского учения, в той или иной его степени. Отсюда возникает неизбежный вопрос о допустимых пределах эволюционистского подхода в рамках христианской картины мира. Не останавливаясь на деталях, можно сразу сказать, что в православном вероучении есть две абсолютные границы, за которые не должно переступать эволюционистское воображение – во-первых, это факт сотворения Богом мира ex nihilo, а во-вторых, факт сотворения человека, исключающий его происхождение от какого-либо животного. Всё остальное, а именно – реальная длина шести дней Творения, возникновение космических тел, межвидовая и внутривидовая эволюция живых существ и т.д. уже давно стали предметом совершенно открытых и легитимных дискуссий. Если признание христианским эволюционизмом сотворения мира по Божьей воле не нуждается в пояснении, поскольку, в противном случае, он бы уже не был “христианским”, то столь же принципиальная позиция в отношении антропогенеза требует понимания специфики христианского мировоззрения как такового. Дело в том, что физическое происхождение человека и его онтологический статус непосредственно определяют всю полноту этических и социальных положений христианской мысли, то есть тех сфер, которые касаются каждого человека лично, всегда и везде, и без которых любая антропогония становится сугубо отвлеченной и неактуальной проблемой.  См. весь текст

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments