?

Log in

No account? Create an account

смысл текста

журнал Аркадия Малера


30th June 2017

80 лет со дня смерти философа Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937) @ 16:13

Сегодня исполнилось 80 лет со дня смерти русского православного философа и богослова, Виктора Ивановича Несмелова (01(13.).01.1863 – 30.06.1937), выпускника и профессора Казанской Духовной академии, автора фундаментального двухтомника «Наука о человеке».

К сожалению, имя Несмелова до сих пор практически неизвестно всем, кто специально не занимается историей русской мысли, и это прискорбное обстоятельство объясняется тем, что по стилистике своего изложения Несмелов был сугубо академическим автором, следящим больше за чистотой мысли, чем за красотою слога или идейной оригинальностью. Однако именно идеи, высказанные Несмеловым, были довольно оригинальны и, во многом, опередили основные смыслы христианского персонализма, экзистенциализма и философской антропологии ХХ века, и уже при жизни он был признан такими разными мыслителями, как владыка Антоний (Храповицкий), Николай Бердяев и отец Георгий Флоровский.

Если попытаться свести всю систему Несмелова к какой-то одной идеи, то это т.н. антропологическое доказательство бытия Бога, представляющее собой инверсию атеистического тезиса Людвига Фейербаха о том, что идея Бога у человека есть отчужденная и объективированная сущность самого человека. В свое время этот тезис казался совершенно революционным по сравнению со старым, примитивным атеизмом французских просвещенцев, но Несмелов показывает, что если под идеей Бога подразумевается именно Его христианское понимание, то она не может быть выведена из каких-либо предпосылок – она просто изначально дана человеку самим Богом, поскольку личность человека есть образ Божий. И само Откровение от Бога и о Боге может быть воспринято только тем, кто сам является образом Бога. Поэтому каждый человек на самом деле верит в Бога, но может только не отдавать себе отчет в этой вере и иметь очень смутное представление о самом понятии Бога. Поэтому, будучи ограниченным по природе, к тому же подвергнутой грехопадению, каждый человек ощущает себя несовершенным существом, лишь как вещь среди вещей, но одновременно с этим, как образ Божий, ощущает в себе бесконечность потенциальных возможностей, и этот конфликт конечного и бесконечного в человеке определяет основную драму его существования…

Как ревностно верующий православный мыслитель Несмелов, конечно, не принял большевистскую революцию и даже был сторонником умеренной оппозиции “серигианству”, вместе с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым). За свою принципиальную позицию Несмелов дважды арестовывался, был лишен права преподавания, и буквально выживал все оставшиеся годы, пока не умер в 1937 году – в том же году, когда расстреляют митрополита Кирилла (Смирнова) и когда антицерковные репрессии достигнут своего апофеоза. Почему же тогда не расстреляли самого Несмелова? Избежать этой трагедии помогла другая трагедия: потому что один из трех его сыновей, по имени Валентин, был активным большевиком, погибшим при вооруженном захвате женского Раифского монастыря в Казани. За это кощунственное преступление Валентин считался “героем революции”, его именем в Казани назвали улицу, а его отца-контрреволюционера оставили в живых…

Работы Несмелова я открыл для себя во время изучения метафизической философии духовно-академических школ и с тех пор я еще не знаю ни одного русского мыслителя, который бы одновременно был настоящим, строгим академическим философом, со своей последовательной понятийной системой, и, вместе с этим, ревностным апологетом православного мировоззрения, почти не увлекающимся никакими еретическими идеями, которыми столь полна была русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ века. Очень надеюсь, что по мере нашего догматического возрождения и восхождения интереса к философии как таковой имя Несмелова станет известно всем, кто реально интересуется русской мыслью.
 
Share  |  |

Comments

 

смысл текста

журнал Аркадия Малера